 |
 |
Общие правила |
 |
|
 |
Области этикета |
 |
|
 |
Общие интересы |
 |
|
|
|
 |
 |
 |
 |
|
|
|
 |
Уют в доме  Интерьер вашей квартиры напрямую определен вашими привычками и вкусом. Главный ориентир при его создании — удобство ваше и членов вашей семьи. В доме прежде всего должны царить доброжелательная обстановка и уют. Последний невозможно создать никакими украшениями и дорогими вещами. При оборудовании гостиной или спальни следует учитывать одно неоспоримое требование: мебели не должно быть слишком много, обилие обстановки всегда раздражает и утомляет гостей и хозяев. В спальне кроме кроватей размещают мебель, необходимую при туалете: шифоньер, платяной шкаф, трюмо или зеркало с пуфиком около них. У кроватей уместны прикроватные тумбочки с настольными лампами для чтения в темное время суток. Если позволяет место, можно поставить одно или два кресла. В современных квартирах не предусматривают в спальне наличие раковины для умывания, но в частном доме (особенно если позволяют размеры самой спальни) такой предмет не будет считаться роскошью, более того — привнесет в ваш быт дополнительные удобства. Во всяком случае, вы получите возможность утром умыться, привести себя в порядок и выйти из спальни к близким в лучшем виде. В зале или гостиной считается дурным тоном ставить стеклянные шкафы или серванты со всевозможными фарфоровыми украшениями и безделушками. Нелепо здесь выглядят фамильные фотографии — их место в кабинете или спальне. Письменный стол, кресла, диван, журнальный столик, книжный шкаф или полки (если нет библиотеки или отдельного кабинета) в зале будут на месте. ...
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
 |
|
|
|
 |
Обращение и приветствие  Есть три вида обращения: 1. Официальное (гражданин, господин); 2. Дружеское (уважаемый коллега, старина, дорогой друг); 3. Фамильярное (котик, пупсик и т.д.; допустимо только среди самых близких друзей). Первыми приветствуют младшие старших, мужчины — женщин, женщина приветствует мужчину, который намного старше ее. Исключения из этого правила: вошедший в комнату, будь то мужчина или женщина, первым здоровается с присутствующими, уходящий — первым прощается с теми, кто остается. В случае, когда в комнате несколько человек, здороваются сначала с хозяйкой дома, затем с другими женщинами, затем — с хозяином дома и мужчинами. Здороваясь с мужчиной, женщина должна первая подать руку. Если она ограничивается поклоном — мужчине не следует протягивать ей руку. То же — между старшими и младшими мужчинами. Мужчина всегда встает (за исключением очень пожилых и больных, которым трудно подниматься), здороваясь и с женщинами, и с мужчинами. Мужчина, здороваясь с женщиной, встает. Женщина, здороваясь с мужчиной, не встает. Исключения: хозяйка дома, принимая гостей, всегда встает, здороваясь с ними; в служебной обстановке мужчина может не вставать, приветствуя женщину. Женщины встают также, здороваясь с очень пожилыми мужчинами. Не принято здороваться через порог, через стол, через какую- либо перегородку. Если хозяйка дома предлагает сесть, а сама продолжает стоять — садиться не следует. Поздоровавшись со своим сверстником, мужчина может сесть. Если же он здоровается с более пожилым мужчиной или с женщиной, то он может сесть лишь после того, как сядут они, или по их позволению. Более сложные ситуации: Если вам нужно обратиться к своему родственнику или близкому знакомому, который является руководителем, в присутствии посторонних, лучше назвать его по имени-отчеству ...
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
 |
|
|
|
 |
Личное пространство  Личное пространство – это территория, куда окружающие не вправе проникать без приглашения хозяина. Это зона комфорта, где мы чувствуем себя уверенно и защищено. Вторжение на психологическую территорию собеседника почти наверняка вызовет негативную реакцию с его стороны и может стать причиной серьёзных разногласий или даже конфликта. Каждому из нас доводилось сталкиваться с пренеприятной манерой посторонних людей приближаться к вам слишком близко, дышать и говорить прямо в лицо, тыкать в нос какими-нибудь бумагами или предметами, желая привлечь к ним внимание, а также дергать вас за рукав, теребить за пуговицу, трогать за руки или за плечи. Приятно? Нет, конечно, и, прежде всего потому, что тем самым посторонний беззастенчиво вторгается в ваше личное пространство. Да и мало приятного чувствовать запах изо рта собеседника или рассматривать прыщи у него на лбу. Следует помнить о том, что личное пространство – это не только вещи, принадлежащие человеку, но также и места, которые он считает «своими» (любимое кресло, любимый столик в кафе и т.п.), и расстояние, на которое он может подпустить к себе окружающих, не испытывая при этом дискомфорта. Поэтому, общаясь с кем бы то ни было, необходимо помнить о личном пространстве собеседника и уважать его. Расстояние, на которое вы имеете право приблизиться к своему собеседнику, зависит от степени интимности ваших отношений. Друзья могут ...
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
 |
|
|
|
 |
Манеры  Манеры — это то, как мы ведем себя, общаемся с другими людьми, как мы говорим и какие употребляем при этом выражения, тон, интонация, свойственная человеку походка, жестикуляция и даже мимика. Манеры являются частью культуры поведения человека, их регулятором является этикет. Если Вы спросите, какие манеры должны быть у человека в обществе, то, в качестве основных, услышите следующие: скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательность и тактичность при общении с другими людьми. Человек, который следует всем правилам поведения и обладает хорошим манерами, всегда чист, аккуратен, опрятен, приветлив и вежлив, он умеет выслушать собеседника и поддержать разговор, умеет делать комплименты и умеет их принимать. Если же поинтересоваться манерами дурными, то в числе первых назовут: привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях; вольность и развязность в жестикуляции и поведении; неряшливый внешний вид, неопрятную или вызывающую одежду; грубость, проявляемую в откровенной недоброжелательности к окружающим; бестактное навязывание другим людям своей воли и желаний; неумение сдерживать свои эмоции, (пусть и негативные по отношению к человеку, который Вам не нравится или откровенно противен); когда Вы не умеете, что называется, «следить за словами» — бестактность и сквернословие; навешивание и употребление унизительных кличек и прозвищ. Манеры - это своеобразные единицы поведения, которыми пользуются все без исключения, постепенно, манеры становятся привычками, и человек не видит себя со стороны и не может оценивать свое поведение и манеры, а между тем они могут быть хорошими и плохими. Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает ...
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
 |
|
|
|
 |
Вежливость  Уважительное, предупредительное отношение к людям, вежливость и воспитанность, конечно же, далеко не исчерпываются тем, что люди - родные между собой или малознакомые - говорят друг другу "извините", "спасибо" и "пожалуйста". Но именно с этих слов начинаются и уважение, и вежливость, и воспитанность. Все мы не раз слышали такие выражения, как: «холодная вежливость», «ледяная вежливость». Эти эпитеты, прибавленные к столь благородному человеческому качеству, не только стирают его сущность, но, по сути, делают своей полнейшей противоположностью. Эмерсон определяет вежливость как «сумму маленьких жертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения. К сожалению, для нас стало совершенной банальностью прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Вежливость может быть истинной лишь при условии, что она доброжелательна, так как это — одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в своем доме, в гостях, при встрече с боссом и в общественных местах. Нет для человека сладостней музыки, чем его имя, произнесенное вслух другим. Но опасайтесь назвать собеседника по имени неверно — Вам эту оплошность могут не простить и начнут жестоко и мелочно мстить. Соответственно, очень важно научиться сразу и правильно запоминать имена. Вот как об этом говорит Д. Карнеги: «Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, ...
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
 |
|
|
|
 |
Скромность  Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает своё превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегии, не ждет особых услуг. Вместе с тем, скромность нельзя ассоциировать ни с робостью, ни с застенчивостью, нельзя также говорить о слабости характера. Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди проявляют твердость и активность в критических обстоятельствах, в обыденной же жизни они не будут убеждать кого-либо в своей правоте. Прежде всего, указания на недочеты, ошибки унижают человека, бьет по его самолюбию. Д. Карнеги писал: «Если вы можете быть уверены в своей правоте хотя бы в пятидесяти пяти случаях из ста, то зачем вам говорить другим, что они не правы». Скромный человек сдержан в обнаружении своих достоинств и заслуг. Слово Божие называет скромность добродетелью: где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Многим приходилось быть свидетелями того, как разгорается спор, а третье лицо, наблюдающее за разбушевавшимися спорщиками, в стремлении понять точку зрения обоих спорщиков, дружелюбным, тактичным и точным замечанием, прекращает начавшуюся «баталию». Скромный и тактичный человек никогда не скажет: «Сейчас я вам докажу то-то и то-то». Психологи считают, что это равносильно заявлению. «Я умнее вас - я собираюсь кое-что вам сказать и заставить вас изменить свое мнение». Это своеобразный вызов. У.собеседника такие .-слова породят внутреннее сопротивление и желание сразиться с самоуверенным оппонентом прежде, чем он начал спор. Доказать свою правоту можно, но нужно сделать это настолько тонко и искусно, чтобы никто ...
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
 |
|
|
|
 |
Просить извинения  В разных странах культура общения разнообразна. Например, в Великобритании, если вы случайно задели кого-то в толпе, извиняются оба участника происшедшего. Просить извинения — это не всегда признание своей вины. Когда вы едете в транспорте, к примеру, и вам надо выйти, а впереди вас стоят люди, вы обычно говорите: «Извините, вы на следующей остановке выходите!». В описанной ситуации это не извинение в полном смысле этого слова, а вежливое обращение. Извиняться надо чаще — это своеобразная культура общения. Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Не употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т. е. не говорите — «извиняюсь». Очень важно то, как вы преподнесете свое извинение: следует небрежно, как бы невзначай бросать «Прости!». В этом случае вы можете только усугубить обиду. Если вас не извинили первый раз, вовсе не обязательно преследовать человека своими извинениями. Тем более это не гарантия вашего прощения, а может быть даже совсем наоборот. Главное, чтобы человек почувствовал искренность вашего извинения, которая должна проявляться во всех ваших поступках. При извинении не надо объяснять своей вины — вдруг человек, которого вы ...
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
 |
|
|
|
 |
Этикет шутки с тонким смыслом и юмором  Не следует позволять себе издеваться или насмехаться над другими. Такие лица не пользуются симпатиями в обществе; злого насмешника избегают, его даже боятся, и в собственных насмешках он обнаруживает свое скудоумие и недостаток воспитания. Как легкая и приличная шутка есть признак ума, так грубая насмешка доказывает противоположное и нетерпима в порядочном обществе. Наверное, каждый из нас когда-либо оказывался в неловкой ситуации, не впопад ввернув шутку в разговор. Ведь шутить тоже нужно умеючи, зная меру и учитывая уместность. Веселый собеседник весьма приятен в обществе, и для хозяев дома он всегда желанный и приятный гость. В обществе позволительна шутка с тонким смыслом и юмором, никого не оскорбляющая, деликатная, сказанная к месту и то лишь между людьми, умеющими отличить шутку от оскорбления, так как есть много таких лиц, которые всегда готовы принять шутку за ...
|
|
|
|
 |
 |
 |
|
 |
 |
Это нужно знать |
 |
|
 |
Уроки культуры |
 |
 |
Портфели огромных размеров, предназначенные для хранения и транспортировки всех атрибутов деловой жизни человека (документы, ноутбук, сотовый телефон и еще остается местечко для личного гардероба), необходим банкирам, главным бухгалтерам и прочим руководящим работникам. По виду он больше напоминает чемодан, изготавливается, преимущественно из натуральной кожи, но как вариант, может быть и из твердого пластика.
|
|
 |
|
 |
Современный этикет |
 |
|
 |
|
|
 |